на главную


<<к пред. письму (12.03.1934)   |   23.08.1934   |   к след. письму (30.08.1934)>>


           Теперь Ваш вопрос – нужно-ли оповестить тех, вступивших в группу Ал[ексеева]? Если спросят, Вы можете сказать на основании моего утверждения по Указу самого Вл[адыки], что сейчас лишь Общество, возглавлявшееся Фел[иксом] Ден[исовичем] а теперь находящееся под водител[ь]ством Карла Ивановича находится под Щитом или Покровительством Вел[икого] Вл[адыки] Бел[ого] Бр[атства]. Ибо лишь это Общество получает <океан>2 Учения из Высшего Источника через единых Доверенных. Н.К. и Е.И.Р[ерихов]. Все должны понять, что Щит Вл[адыки] может быть лишь там, где Его Доверенные, это оккультная аксиома. Это есть Цепь Иерархии, о которой столько говорилось. Нарушение Цепи грозит разложением оторвавшимся от нее. Книги Учения продаются везде и некоторые лица пользуясь их анонимностью, собирают группы и выдают Учение за свое. И на такие примеры приходится наталкиваться. Потому единым мерилом находится-ли такое Общество под Щитом Вел[икого] Вл[адыки] будет его контакт с Доверенными. Потому пусть члены Общества следуют и судят по этому признаку.
           Многие наивные люди полагают, что темные силы действуют лишь злом, развратом и преступлениями. Как заблуждаются они! Так действуют лишь грубые и силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною Света.<Учения>1. Вы уже знаете такой пример. В Америке существует очень обширное Общество и глава его получает учение от учителя, который не раскрывает своего имени, называя себя Тибетским Братом. Мы знаем кто скрывается под этим псевдонимом. Сила его велика. И цель этого учителя, персонифируя яко бы учителя Бел[ого] Бр[атства] как можно больше заманить в свои кадры неплохих и полезных людей, которые иначе могли бы действенно помочь Великому Плану Владык, Плану спасения планеты. И <прельщенные>2 несчастные, не обладая истинным распознаванием огней сердца, как мотыльки, летят на испепеляющий их черный огонь. Невежество, отсутствие чувствознания толкает их в об’ятия тьмы и лишает надолго, если и не навсегда, благотворного воздействия и притяжения Лучей Великой Твердыни Света. Грозен Армагеддон, ведь силы тьмы борются за самое существование свое, отчаяние делает их столь сплоченными и упорными в достижении цели своей. Князь Мира <сего>2 имеет много талантливых сознательных и бессознательных пособников и наивно думать, что они не умеют действовать тонко. Они очень изысканы и изобретательны и действуют по сознанию своих жертв. Но все они лишены теплоты сердца. У меня есть книги этого Тибетского учителя, они сухи до чрезвычайности. Одна книга называется «Белая Магия». Сказано3, что лучшие страницы заимствованы из Учения Бел[ого] Бр[атства]. Интересно отметить, что глава этого Общества, для большего престижа своего и заманивания сторонников наших книг рекомендует их своим членам и учредила классы для изучения книг Агни Иоги. Так переплетается на Земле тьма со Светом. Сеть тьмы плетется искусными руками. Многие члены этого Общ[ества] <заманенные>1 <привлеченные>2 преподающимся там разбором и изучением книг Агни Иоги приходят к нам прося учредить такие же классы и группы для совместного чтения и обсуждения книг Учения. Только с настоящей осени я поручила <г-же Хорш с>2 Высшего Одобрения <г-жа Хорш>1 начать такие группы в более широком масштабе. Также не без интереса отметить, что водители такого обширного Общ[ества] состоят в то же время и в т[айной] полиции на службе одной державы.4 Много страшного творится сейчас в Мире. Много самого отвратительного колдовства распространено по всему миру. Конечно как всегда наиболее крупные центры являются и центрами главных темных сил. Именно все исчадие Ада выползло на поверхность Земли. Невежественные массы их лучшее орудие. Вот почему так важна сплоченность и всех сил белых и беленьких, но последние так легко окрашиваются в сереньких пополняют собою кадры тех, <о>2 которых сказано в Апокалипсисе: «но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Только сила преданности и устремления к Служению Великой Иерархии Све[та] может спасти от широко расставленных сетей Князя Мира сего. Нам русским уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника Пр[еподобного] Сергия Радонежского, о Нем поется в Акафисте – «От Бога данный России Воевода.»
           <Так Александр Иванович скажите и предупредите спрашивающих Вас.>1 Напрягем все наши силы, чтобы чистотою мышления создать себе непроницаемую броню. Удары темных по нашей ауре неизбежны, но при сильной защитной сети эти удары легко отражаются, не причиняя вреда. Обычно удары эти сказываются на слабых органах. Аура, насыщенная преданностью <к>1 Иерархии, может противостать всем нападениям темных. Но нельзя ни на минуту допускать сомнение и уклонение от этого фокуса Света. Пре[дан]ность и чистота побуждений наш единственный якорь в хаосе разбушевавшихся стихий.

Примечания:
1 В оригинале вычеркнуто.
2 Вписано от руки.
3 Обычный для Е.И.Рерих оборот, когда речь идет об Указаниях Великого Владыки М.
4 Общий комментарий. Е.И.Рерих нигде в письме не приводит ни имени А.Бейли, ни названия ее эзотерической школы. Таким образом, строго говоря, мы не знаем, о каком «очень обширном Обществе» идет речь. Тем не менее, цитата включена нами в общий перечень, поскольку, во-первых, как последователи А.Бейли, так и последователи Рерихов склонны относить эту выдержку на счет «Аркэн Скул», во-вторых, в ней содержится множество косвенных указаний на «Аркэн Скул», а именно:

(1) говорится, что учитель этого общества «пришел под личиною Света», «персонифируя яко бы учителя Бел[ого] Бр[атства]»;
(2) говорится, что общество развивает свою деятельность «в Америке»;
(3) говорится, что глава общества «получает учение от учителя, который не раскрывает своего имени, называя себя Тибетским Братом»;
(4) говорится, что лучшие страницы предлагаемой обществом доктрины «заимствованы из Учения Бел[ого] Бр[атства]. <...> Так переплетается на Земле тьма со Светом»;
(5) говорится, что «глава этого Общества, для большего престижа своего и заманивания сторонников наших книг рекомендует их своим членам и учредила классы для изучения книг Агни Иоги»;
(6) говорится, что глава этого Общества – женщина (см. цитату в п. 5);

           В других своих письмах почти все эти особенности Е.И.Рерих относила к «Аркэн Скул»: (1) – см. письма 7.12.1951, 4.03.1955; (2) – см. письма 17.02.1934, 16.04.1936, 31.07.1937, 12.07.1938; (3) – см. письма 16.04.1936, 31.07.1937, 10.05.1952, 10.10.1954; (4) – см. письма 7.12.1951, 11.07.1952, 10.10.1954, 7–8.12.1954; (5) – см. письма 17.02.1934, 16.04.1936, 12.07.1938. При этом никакому другому обществу или организации Елена Ивановна, насколько нам известно, не приписывала подобного набора характеристик.
           Однако самое прозрачное указание на «Аркэн Скул» состоит в следующем:

(7) Е.И.Рерих пишет, что у нее «есть книги этого Тибетского учителя», причем одна из них называется «Белая Магия».

           Мы сделали запрос в Международный Центр Рерихов (Москва) с просьбой перечислить все книги из личной библиотеки Рерихов, в названиях которых встречается словосочетание «белая магия», «white magic» (англ.), «weisse Magie» (нем.) или «magie blanche» (фр.). Нам ответила Т.А.Анисимова, которая в 2012–2013 годах в должности главного библиографа Научной библиотеки Международного Центра Рерихов работала с личными книгами Рерихов в их индийском имении в долине Кулу. Оказалось, что в библиотеке Рерихов, расположенной в Индии и насчитывающей 16–17 тыс. ед.хр., такая книга всего одна – это «Трактат о белой магии» Алисы Бейли 1934 года издания, вот ее выходные данные: Alice Bailey. A Treatise On White Magic. New York: Lucis Publishing Company, 1934. 640 pages (переписка автора с Т.А.Анисимовой от 12.01– 25.02.2014).
           Кроме того, в Международном Центре Рерихов хранится так называемая Мемориальная библиотека семьи Рерихов – особый фонд, в который вошло несколько тысяч книг, оттисков статей и пр. Нам удалось лично познакомиться с каталогом этой библиотеки. Как и прежде, мы искали книги, в названиях которых встречается словосочетание «белая магия», «white magic» (англ.), «weisse Magie» (нем.) или «magie blanche» (фр.). Оказалось, что в Мемориальной библиотеке семьи Рерихов такая книга ровно одна – это все тот же «Трактат о белой магии» Алисы Бейли 1934 года издания, вот ее выходные данные: Bailey Alice A. A Treatise on white Magic or The way of the Disciple. New York: Lucis Publishing Company, 1934. 640 pages. Она числится в Каталоге Мемориальной библиотеки на с. 65 под № 933.
           Окончательно сомнения рассеивает письмо Е.И.Рерих, написанное за полгода до обсуждаемого письма, где она одну из книг Алисы Бейли называет «Белая Магия»: «Сегодня пришла книга от Ал[исы] Бейл[и] “Белая Магия” и вторая книга Асеева, еще не просмотрела их» (12.03.1934). Заметим, что процитированная выдержка датируется годом выпуска в свет «Трактата о белой магии...»
           Таким образом, в обсуждаемом письме Е.И.Рерих почти со стопроцентной вероятностью речь идет об А.Бейли и «Аркэн Скул».

Цитируется по:
Письмо Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому от 23 августа 1934 года // ОР МЦР. Фонд 1. Опись 5–2. Дело № 53. Листы 74–75 (орфография, пунктуация и особенности стиля оригинала сохранены).
Опубликовано:
♦ Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому от 23 августа 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 310–313;
♦ Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому от 23 августа 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. 2-е изд., испр. и доп. / Ред.-сост., примеч. Т.О.Книжник. М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2013. С. 321–324.
Категория:
– развернутое высказывание [Р];
– с отчетливо выраженной отрицательной оценкой [– –].