<<к пред. параграфу (§ I)   |   на главную   |   к след. параграфу (§ III)>>


II. Анализ цитат Е.И.Рерих с упоминаниями А.Бейли и «Аркэн Скул»

Цитаты Е.И.Рерих, приведенные в предыдущем параграфе, можно сгруппировать по двум признакам – объему и оценочной «окраске». Для наглядности мы свели эти данные в таблицу.

.
с отчетливо выраженной положительной оценкой [++]
почти безоценочное, но ближе к положительной характеристике [0+]
безоценочное [0]
почти безоценочное, но ближе к отрицательной характеристике [0–]
с отчетливо выраженной отрицательной оценкой [– –]
краткое упоминание [К] . . 17.02.1934
12.03.1934
19.02.1937
12.07.1938
24.12.1940
9–10.02.1931
4.07.1935
7–8.06.1936
7.01.1937
17.06.1937
15.02.1952
12.09.1952
16.09.1951
4.03.1955
развернутое высказывание [Р] . 31.07.1937 . 16.04.1936
8.10.1938
1.01.1952
23.01.1952
27.03.1952
10.05.1952
23.08.1934
30.08.1934
16.07.1935
23.03.1943
24.03.1944
7.12.1951
11.07.1952
10.10.1954
7–8.12.1954


Что бросается в глаза:

– полное отсутствие цитат с отчетливо выраженной положительной оценкой деятельности А.Бейли [++];

– немногословность Е.И.Рерих в тех высказываниях, где она не дает оценок деятельности А.Бейли [0, K];

– наличие всего лишь одного безоценочного высказывания, которое ближе, скорее, к положительной характеристике, чем к отрицательной [0+]; но, как показывает анализ, нет никаких оснований считать, что в этой фразе выражена непременно положительная характеристика работ А.Бейли.

Все остальные цитаты – это либо безоценочная констатация фактов, либо прямое указание на темный источник и вред от книг и деятельности А.Бейли. Таким образом, утверждать, что мнение Е.И.Рерих об А.Бейли и обществе «Аркэн Скул» на протяжении жизни неоднократно менялось от положительного до отрицательного и обратно, нельзя. Действительно, если бы мнение Е.И.Рерих колебалось или в какие-то моменты жизни было неопределенным, то это с высокой вероятностью нашло бы отражение в ее обширной переписке с сотрудниками. Например, она могла бы высказать а) сомнения относительно правильности своих прежних оценок; или б) твердую убежденность в том, что Тибетец – это один из Великих Учителей, а его Учение – это Учение Света. Однако ни в одном из известных нам писем Е.И.Рерих подобных заявлений не делает.

Почему же Елена Ивановна, упоминая о деятельности А.Бейли или «Аркэн Скул», в ряде случаев не дает резких оценок? Свидетельствует ли это о ее спокойном (или временно неопределенном) отношении к американской писательнице? Этому вопросу посвящен следующий параграф.