на главную


<<к пред. письму (9–10.02.1931)   |   17.02.1934   |   к след. письму (12.03.1934)>>


[вариант 1]

           Отвечаю на Ваше письмо от 18 января. Все, что приходится слышать о разных окк[ультных] группиров[ках], нас не удивляет, но лишь подтверждает наши предположения, ибо мы хорошо знаем печальное положение вещей среди многочисленных иностранных (теософических) группировок, а ведь человеческая природа всюду одинакова. Зло всюду одно – нетерпимость и страшная исключительность, которые разлагают все основы. Все председательницы и председатели многочисленных обществ и лож одинаково претендуют (без всякого для этого основания) на свое исключительное право на авторитет во всем, что касается Учения, данного Великим Братством. Причем самые ярые среди них желают быть и единственным каналом, через который может проводиться Высокое Учение. Но в скудости мышления своего они забывают, что Великое Братство, стоящее во главе всего человечества, не может ограничить себя одним или даже десятком проводов, приемников. Великое Братство непрестанно работает и действует во благо всего Мира и потому широко пользуется всеми возможностями, чтобы протолкнуть Спасительное Учение. Корабль человечества тонет, и только слепые тупицы не замечают всей грозности переживаемого времени. Конечно, Вел[икая] Иерархия имеет на земном плане многих сотрудников разных, начиная с главного Посла, ближайших доверенных и близких, которые называются братьями и сестрами, сынами и дочерьми и учениками разных степеней (имеется целый ряд лиц близких, [сознательно и бессознательно] получающих прекрасные одиночные послания и даже не знающих Имени Учителя, дающего их, или даже совсем не подозревающих Истинного Источника их), и все они несут свои зерна для великого посева. Крайне невежественно предполагать какие-либо ограничения деятельности Всевмещающей Иерархии Света раз установленными мертвыми формами!!! Иерархия живет и действует великим законом Целесообразности, единым законом, обеспечивающим истинную эволюцию. Несомненно и то, что в надлежащие, определенные сроки для обновления сознания человечества и внесения новой ступени Учения Вел[икое] Братство избирает одну или двух личностей, как было с Блаватской и после ее смерти с Франчиа Ла Дью, через которую Уч[итель] Иллар[ион] давал замечательное Учение; к сожалению, она умерла в 1923 г. Она была основательницей Общества в Калифорнии и журнала «Темпл Артизан», в котором и печатались эти замечательные Послания. Сейчас же Высокое Учение и Директивы даются через нас, но повторяю, что помимо таких главных приемников, находящихся в постоянном сознательном Общении, непрестанно даются Иерархией Света отдельные послания и через другие каналы, и мы знаем такие прекрасные книжечки. Часто они даются ищущим душам, которые ничего или очень смутно слышали о В[еликом] Братстве. Думается мне, если бы они слишком погрузились во всю сложную и путаную атмосферу около окк[ультных] кружков, они не могли бы явиться чистыми приемниками, сознание их было бы отравлено нетерпимостью. Пишутся эти книжечки или автоматически, или – реже – под диктовку (голоса Молчания). Но красота нравственной ценности этих книжечек не может быть умалена тем, что они писались без разрешения и благословения авторитетов. Насколько мне известно, ни одна из этих председательниц за всю свою жизнь не просвещалась ни одной книгой, данной им из Высокого Источника. Следовало бы запросить их о причине этого. Почему не дают они продолжения «Книги Дзиан»? А продолжение ее имеется, но еще не опубликовано. Также не худо было бы запросить г-жу Каменскую, как относится она к Обществу, основанному Франчиа Ла Дью и Уильямом Доуэром, и книгам, даваемым через них? Общество это существует с девяностых годов прошлого столетия и имеет ответвления и в других странах. Высокое Учение, получаемое ими, не расходится с даваемым нам, и мы состоим с ними в самых прекрасных отношениях, именно не исключаем друг друга. Также и Уч[итель] М. иногда беседует с ними, и мы имеем послания от Уч[ителя] Иллар[иона] и Других. В Ам[ерике] существует теософ[ская]1 «Аркан Скул», которая сейчас очень процветает, и она имеет специальные классы, посвященные изучению книг серии «Агни Йоги». Вообще в обеих Ам[ериках] книги «Агни Йоги» широко читаются, и во многих городах и штатах образовались группы вокруг изучения этих книг. Уже второе англ[ийское] издание «Агни Йоги» приходит к концу, так же как исчерпалось англ[ийское] издание первого тома «Листов Сада М[ории]». Сейчас много ищущих душ, но они не примыкают к теософам, царящая там нетерпимость отталкивает всех.

Примечания:
1 А.Бейли считала деятельность «Аркэн Скул» продолжением той работы, которая была начата Е.П.Блаватской и ранним теософским движением в конце XIX века.
Цитируется по:
Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 17 февраля 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. 2-е изд., испр. и доп. / Ред.-сост., примеч. Т.О.Книжник. М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2013. С. 25–31.
Опубликовано:
♦ Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 17 февраля 1934 года // Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, А.М.Асеев. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Т. 1. М.: Сфера, 1996. С. 37–47;
♦ Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 17 февраля 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 23–29;
♦ Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 17 февраля 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. 2-е изд., испр. и доп. / Ред.-сост., примеч. Т.О.Книжник. М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2013. С. 25–31.
Категория:
– краткое упоминание [К];
– безоценочное [0].



[вариант 2]

           Несомненно и то, что в надлежащие, определенные сроки для обновления сознания человечества и внесения новой ступени Учения Вел[икое] Братство избирает одну или двух личностей, как было с Блаватской и после ее смерти с Франчиа Ла Дью, через которую Уч[итель] Иллар[ион] давал замечательное Учение, к сожалению, она умерла в 1923 г. Она была основательницей Общества в Калифорнии и журнала «Темпль Артизан», в котором и печатались эти замечательные Послания.
           Сейчас же Высокое Учение и Директивы даются через Н.К., но повторяю, что помимо этих главных приемников, находящихся в постоянном сознательном Общении, непрестанно даются Иерархией Света отдельные послания и через другие каналы, и мы знаем такие прекрасные книжечки. Большею частью они даются ищущим душам, которые ничего или очень смутно слышали о теософии. Думается мне, если бы они слишком погрузились во всю сложную и путаную атмосферу около теософических кружков, они не могли бы явиться чистыми приемниками; сознание их было бы отравлено нетерпимостью. Пишутся эти книжечки или автоматически, или, реже, под диктовку (Голоса Молчания). Но красота нравственной ценности этих книжечек не может быть умалена тем, что они писались без разрешения и благословения г-жи Безант, Ек.Тингли или Каменской. Насколько мне известно, ни одна из этих председательниц за всю свою жизнь не просвещалась ни одной книгой, данной им из Высокого Источника. Следовало бы запросить их о причине этого. Почему не дают они продолжения «Книги Дзиан»? А продолжение ее имеется, но еще не опубликовано. Также не худо было бы запросить г-жу Каменскую, как относится она к Обществу, основанному Франчиа Ла Дью и Уильям[ом] Дауэром, и к книгам, даваемым через них? Общество это существует с девяностых годов прошлого столетия и имеет ответвления и в других странах. Высокое Учение, получаемое ими, не расходится с даваемым нам, и мы состоим с ними в самых прекрасных отношениях, именно не исключаем друг друга. Также и Уч[итель] М[ориа] иногда беседует с ними, и мы имеем послания от Уч[ителя] Иллар[иона] и Других. В Америке существует теософ[ская]1 «Аркан Скул», которая сейчас очень процветает, и она имеет специальные классы, посвященные изучению книг Агни-Йоги. Вообще, в обеих Ам[ериках] книги Агни-Йоги широко читаются, и во многих городах и штатах образовались группы вокруг изучения этих книг. Уже второе англ[ийское] издание «Агни-Йоги» приходит к концу, также как исчерпалось англ[ийское] издание первого тома «Листов Сада М[ории]». Сейчас много ищущих душ, но они не примыкают к теософам, царящая там нетерпимость отталкивает всех.

Примечания:
1 А.Бейли считала деятельность «Аркэн Скул» продолжением той работы, которая была начата Е.П.Блаватской и ранним теософским движением в конце XIX века.
Цитируется по:
Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 17 февраля 1934 года // Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, А.М.Асеев. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Т. 1. М.: Сфера, 1996. С. 37–47.
Опубликовано:
♦ Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 17 февраля 1934 года // Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, А.М.Асеев. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Т. 1. М.: Сфера, 1996. С. 37–47;
♦ Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 17 февраля 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 23–29;
♦ Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 17 февраля 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. 2-е изд., испр. и доп. / Ред.-сост., примеч. Т.О.Книжник. М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2013. С. 25–31.
Категория:
– краткое упоминание [К];
– безоценочное [0].