на главную


<<к пред. письму (17.06.1937)   |   31.07.1937   |   к след. письму (12.07.1938)>>


           Также ничего нет кощунственнее утверждения, что сила Таинств настолько мощна, что нравственный уровень священника не имеет никакого значения, лишь бы были исполнены в точности формулы и соблюдена преемственность посвящения!!! Истинно, тончайшее может быть воспринято лишь тончайшим, именно, при действии тончайших энергий нужна полная гармония, или соответствие. Из грязного не сделаешь чистого. Истинно, нечистый служитель не может произвести чистое действие. Самый утвержденный ритуал не освободит служителя от нечистого мышления. Так многие ошибаются, полагая, что внешний ритуал покроет и внутреннюю мерзость. Никакие Таинства без очищения сознания и соответствующих добрых дел не помогут никому и ничему. Запомнить нужно, что все лишь в сознании. Расширенное и очищенное сознание – панацея и сезам ко всему. Также рассказы о всяких торжествах и посвящениях, на которых присутствовали те или иные лица, оставим на личной их ответственности.
           Г-жа Алиса Бейли издала несколько весьма интересных книг1. Она не сообщает имени своего вдохновителя, потому, если бы даже мы знали его, мы не имели бы права разоблачать его инкогнито. В своей «Аркэн Скул» в Америке она поощряла изучение кн[иг] Живой Этики.2
           Несколько книжек Донова я прочла, они неплохие. Но если бы Донов был не только Адептом и еще Солнечной Иерархии (!!!), но просто учеником Бел[ого] Бр[атства], он не мог бы запрещать читать и издавать Учение Жив[ой] Эт[ики]. Не говоря уже о Братьях, но даже ученики Их не могут исключать друг друга. К примеру – ученики Вел[икого] Уч[ителя] Иллариона, имеющие свой Центр в Америке, принимают Учение Ж[ивой] Эт[ики], так же как и мы сердцем воспринимаем получаемое ими Учение от Их Вел[икого] Уч[ителя]. Именно, отличие истинных учеников в том, что они умеют сами разбираться в сущности Учения и им не нужны такие апостолы, как г-н Памфоров.

Примечания:
1 До 1937 года включительно А.Бейли издала 10 книг: «Сознание Атома» (1922), «Посвящение Человеческое и Солнечное» (1922), «Письма об Оккультной Медитации» (1922), «Трактат о Космическом Огне» (1925), «Свет Души» (1927), «Душа и Ее Механизм» (1930), «От Интеллекта к Интуиции» (1932), «Трактат о Белой Магии» (1934), 1-й том «Трактата о Семи Лучах» (1936) и «От Вифлеема до Голгофы» (1937).
2 Общий комментарий. Это единственное известное нам высказывание Е.И.Рерих, в котором, на первый взгляд, как будто бы можно усмотреть положительную оценку работ А.Бейли. Но давайте не будем торопиться.
           Цитата состоит из трех предложений. Второе и третье предложение – это констатация фактов, которая ничего не говорит об отношении Е.И.Рерих к А.Бейли. И только первое предложение содержит как будто бы оценочное суждение – Е.И.Рерих называет книги А.Бейли «весьма интересными». Что стоит за этой лаконичной формулировкой? Есть ли это свидетельство признания Высокого Источника книг А.Бейли? Или, может быть, такая формулировка указывает на полезность книг А.Бейли? Ни в коей мере! Характеристика книг как «весьма интересных» может означать, например, что:

(a) эти книги заслуживают того, чтобы с ними ознакомиться (при этом цели ознакомления могут быть самыми разными; например, иногда поучительно увидеть, как на страницах одной книги соседствуют мудрые советы и темные наставления, как тонко производится подмена понятий и т.п.);

(b) эти книги вызывают повышенный интерес у публики.

           Таким образом, неизвестно, что имела в виду Е.И.Рерих, когда называла книги А.Бейли «весьма интересными». Значит, строго говоря, нет оснований считать, что в этой фразе выражена непременно положительная характеристика работ А.Бейли.

Цитируется по:
Е.И.Рерих – [А.Паскевичу и А.Кавка] от 31 июля 1937 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 191–199.
Опубликовано:
♦ Е.И.Рерих – [А.Паскевичу и А.Кавка] от 31 июля 1937 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 191–199.
Категория:
– развернутое высказывание [Р];
– почти безоценочное, но ближе к положительной характеристике [0+].