<<к пред. параграфу (§ III)   |   на главную   |   к след. параграфу (§ V)>>


IV. Почему Рерихи допускали контакт с А.Бейли?

А.Бейли действительно поддерживала некоторые контакты с Рерихами. Одно время она вела свою Йогическую Школу в 29-этажном нью-йоркском небоскребе, где располагались рериховские учреждения (7–8.12.1954). По-видимому, на протяжении многих лет А.Бейли приобретала книги Живой Этики для разбора с учениками и даже как-то раз предлагала Рерихам издать новые книги из серии «Агни Йоги» (12.07.1938). Именно в связи с этими контактами Елена Ивановна писала: «...в жизни мы должны встречаться со многими и разными людьми, иначе как научимся распознавать истинные лики и обретем терпимость и уменье кооперировать всюду, где является возможность протолкнуть нечто во благо. Одно – тесная совместная работа, другое – некоторая кооперация» (8.10.1938).

Отдельным людям эти факты кажутся странными, несовместимыми с многочисленными отрицательными отзывами Е.И.Рерих об А.Бейли. Прямолинейная логика таких людей требует прямой и открытой борьбы.

Обширная переписка Е.И.Рерих наталкивает сразу на несколько предположений, почему Рерихи допускали подобные контакты (мы сформулируем эти предположения тезисно, но при необходимости можем подкрепить их многочисленными цитатами из писем Е.И.Рерих и книг Живой Этики):

1. Е.И.Рерих часто пишет о том, что воплощать планы Учителей в жизнь приходится порою с весьма несовершенными людьми и даже с представителями враждебных группировок – «джинны строят храмы». Не исключено, что А.Бейли для дела Рерихов была именно таким «джинном». Какую же пользу могла приносить А.Бейли рериховским проектам? Вероятно, Е.И.Рерих не исключала, что некоторые люди подойдут к Учению Живой Этики через организацию «Аркэн Скул», ведь именно о ней она как-то сказала: «...и чадящая свеча может иногда зажечь прекрасный светильник и даже... целый костер» (12.09.1952). Действительно, судя по письмам Е.И.Рерих, в школе А.Бейли велись занятия по разбору книг Живой Этики; причем многие люди, узнававшие о таких занятиях, приходили к Рерихам и просили учредить подобные группы; в печатных изданиях «Аркэн Скул» разбирались книги Учения... Эта работа, очевидно, имела определенную ценность, особенно с учетом того, что школа А.Бейли, по-видимому, была одним из немногих каналов распространения книг Живой Этики в мире, особенно в 1940-е–1950-е годы, после того как от Рерихов отошло несколько ближайших сотрудников и, в связи с войной и разгромом Латвийского общества Рерихов, почти полностью прекратилась переписка с европейскими странами.

2. Е.И.Рерих неоднократно писала, что кармические связи очень сложны, и иногда «отвязаться» от враждебного элемента или вступить с ним в открытую схватку нецелесообразно, даже опасно – резкие движения могут привести к таким неожиданным последствиям, что их вред будет гораздо серьезнее, нежели от осторожной работы на правильной дистанции.

3. Не исключено, что нахождение «йогической школы» в 29-этажном Доме было обусловлено причинами, которые нам сейчас сложно установить. Вероятно, была надежда хотя бы частично «обезвредить» А.Бейли – нейтрализовать некоторые негативные психодуховные качества ее организма. По свидетельству Е.И.Рерих, примерно с такой целью в свое время Ч.У.Ледбитер был приближен к Е.П.Блаватской: «Ледб[итер] был очень вреден в силу своего психизма, развитого за счет духовности. Вел[икие] Уч[ителя] хотели обезвредить его, удержав его некоторое время вблизи ауры г-жи Блав[атской]»1.

Еще раз подчеркнем, перечисленное – это всего лишь наши предположения. Мы не настаиваем ни на каком из пунктов и не утверждаем, что этим списком исчерпываются все возможные варианты. Мы просто хотим показать читателю, что существует множество различных объяснений некоторых контактов Рерихов с А.Бейли, вполне совместимых с негативными высказываниями Е.И.Рерих о ее деятельности. Таким образом, факты взаимодействия рериховских организаций с А.Бейли и «Аркэн Скул» не могут служить доказательством того, что Рерихи в различные периоды по-разному относились к учению А.Бейли и Тибетцу.

Примечания:
1 Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову от 29 августа 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. 2-е изд., испр. и доп. / Ред.-сост., примеч. Т.О.Книжник. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2013. С. 333.