|   на главную   |   к след. параграфу (§ II)>>


I. Цитаты Е.И.Рерих с упоминаниями Алисы Бейли и «Аркэн Скул»

Ниже публикуются все известные нам цитаты Е.И.Рерих, в которых явно или неявно упоминаются Алиса Бейли и/или ее эзотерическая школа «Аркэн Скул». Цитаты приводятся в хронологическом порядке.

Цитаты разбиты на 2 категории по длине: [К] = «краткое упоминание», [Р] = «развернутое высказывание»; и в то же время на 5 категорий по выраженному в них отношению к Алисе Бейли и/или «Аркэн Скул»: [++] = «с отчетливо выраженной положительной оценкой», [0+] = «почти безоценочное, но ближе к положительной характеристике», [0] = «безоценочное», [0–] = «почти безоценочное, но ближе к отрицательной характеристике», [– –] = «с отчетливо выраженной отрицательной оценкой». Более подробную расшифровку помет смотри ниже.



9–10.02.1931     [К, 0–]

Также в 22-м году было указано о высохшем листе, о высохшем сердце и что скорее Шаф[ран] увидит, нежели Ал[иса] Б[ейли], так и примите.

[подробнее]



17.02.1934     [К, 0]

В Ам[ерике] существует теософ[ская] «Аркан Скул», которая сейчас очень процветает, и она имеет специальные классы, посвященные изучению книг серии «Агни Йоги».

[подробнее]



12.03.1934     [К, 0]

Сегодня пришла книга от Ал[исы] Бейл[и] «Белая Магия» и вторая книга Асеева, еще не просмотрела их.

[подробнее]



23.08.1934     [Р, – –]

Многие наивные люди полагают, что темные силы действуют лишь злом, развратом и преступлениями. Как заблуждаются они! Так действуют лишь грубые и силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною Света.<Учения>. Вы уже знаете такой пример. В Америке существует очень обширное Общество и глава его получает учение от учителя, который не раскрывает своего имени, называя себя Тибетским Братом. Мы знаем кто скрывается под этим псевдонимом. Сила его велика. И цель этого учителя, персонифируя яко бы учителя Бел[ого] Бр[атства] как можно больше заманить в свои кадры неплохих и полезных людей, которые иначе могли бы действенно помочь Великому Плану Владык, Плану спасения планеты. И <прельщенные> несчастные, не обладая истинным распознаванием огней сердца, как мотыльки, летят на испепеляющий их черный огонь. Невежество, отсутствие чувствознания толкает их в об’ятия тьмы и лишает надолго, если и не навсегда, благотворного воздействия и притяжения Лучей Великой Твердыни Света. Грозен Армагеддон, ведь силы тьмы борются за самое существование свое, отчаяние делает их столь сплоченными и упорными в достижении цели своей. Князь Мира <сего> имеет много талантливых сознательных и бессознательных пособников и наивно думать, что они не умеют действовать тонко. Они очень изысканы и изобретательны и действуют по сознанию своих жертв. Но все они лишены теплоты сердца. У меня есть книги этого Тибетского учителя, они сухи до чрезвычайности. Одна книга называется «Белая Магия». Сказано, что лучшие страницы заимствованы из Учения Бел[ого] Бр[атства]. Интересно отметить, что глава этого Общества, для большего престижа своего и заманивания сторонников наших книг рекомендует их своим членам и учредила классы для изучения книг Агни Иоги. Так переплетается на Земле тьма со Светом. Сеть тьмы плетется искусными руками. Многие члены этого Общ[ества] <заманенные> <привлеченные> преподающимся там разбором и изучением книг Агни Иоги приходят к нам прося учредить такие же классы и группы для совместного чтения и обсуждения книг Учения. <...> Также не без интереса отметить, что водители такого обширного Общ[ества] состоят в то же время и в т[айной] полиции на службе одной державы.

[подробнее]



30.08.1934     [Р, – –]

Между прочим, относительно соблазна спокоем интересно отметить, что миссис Бейл[и] выпустила прокламацию своего учителя на три года вперед, начиная от апр[еля] 34-го года, в которой учитель этот сулит все блага духовного просветления и опровергает возможность разрушения, «как это указывают трусы». Отсюда ее протесты против угроз Армагеддона и т.д. Интересен также призыв этого учителя к тому, чтобы все несли деньги на пропаганду его учения. Темненькая сторона этого учителя так ясна.

[подробнее]



4.07.1935     [К, 0–]

Г-жа А.Бэйли уже второй номер своего журнала наполняет разбором книги «Иерархия» и тоже без упоминания даже издательства. Так что пришлось указать, чтобы она впредь ставила наше издательство в отдел библиогр[афии].

[подробнее]



16.07.1935     [Р, – –]

Многие наивные люди полагают, что темные силы действуют лишь злом, развратом и преступлениями. Как заблуждаются они! Так действуют лишь грубые и силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною света Учения. Вы уже знаете такой пример. В Америке существует очень обширное Общество, и глава его получает учение от учителя, который не раскрывает своего имени, называя себя Тибетским Братом. Мы знаем, кто скрывается под этим псевдонимом. Сила его велика. И цель этого учителя, персонифицируя якобы Учителя Бел[ого] Бр[атства], как можно больше заманить в свои кадры неплохих и полезных людей, которые иначе могли бы действенно помочь Великому Плану Владык, Плану спасения планеты. И эти несчастные, не обладая истинным распознаванием огней сердца, как мотыльки летят на испепеляющий их черный огонь. Невежество, отсутствие чувствознания толкает их в объятия тьмы и лишает надолго, если и не навсегда, благотворного воздействия и притяжения Лучей Великой Твердыни Света. <...> У меня есть книги этого Тибетского учителя, они сухи до чрезвычайности. Интересно отметить, что глава этого Общества для большего престижа своего и заманивания сторонников наших книг рекомендует их своим членам и учредила классы для изучения книг Агни Йоги. Так переплетается на Земле тьма со Светом. Сеть тьмы плетется искусными руками. Многие члены этого Общ[ества], привлеченные преподающимся там разбором и изучением книг Агни Йоги, приходят к нам, прося учредить такие же классы и группы для совместного чтения и обсуждения книг Учения.

[подробнее]



16.04.1936     [Р, 0]

Вы спрашиваете об Алисе Бейли, я встретила ее лишь раз. Знаю, что она англичанка, бывшая миссионерша, восприняла теософическое мировоззрение, по-видимому, не связана с Адиаром, работает самостоятельно. В Нью-Йорке у нее имеется «Аркан Скул», которая имеет довольно значительное число слушателей. В этой школе она читала и разбирала книги Живой Этики. Деятельность свою она перенесла и в Англию, ибо, по словам ее, она нашла там больше отклика. Много пишет. Утверждает, что Учение получает от Тибетского Учителя, имени его не дает. Если кто не желает раскрывать своего имени, то и мы со своей стороны не имеем права открывать его, если даже оно и было бы известно нам. «Служители Мира» я не читала.

[подробнее]



7–8.06.1936     [К, 0]

В Англ[ии] Алис[а] Бэйли рассылает двести тысяч лифлетов, и никто ее за это не преследует.

[подробнее]



7.01.1937     [К, 0]

Почему, упоминая об Алисе Бейли, они умалчивают о гораздо более давнем и значительном Центре в Калифорнии, которым руководил Вел[икий] Уч[итель] Илларион?

[подробнее]



19.02.1937     [К, 0]

Если они рассматривают нашу философию как культ, то все такие научно-духовные центры, как Теософия, Темпль оф Пипль, Школа Манли Холль, Веданта Об[щест]во, Аркэн Скул и т.д., тоже подходят под это определение, и мы никогда не откажемся от нашего «культа» этики.

[подробнее]



17.06.1937     [К, 0]

Стучалась она к Алисе Бейли, но ей ответили, что там необходимо знание англ[ийского] яз[ыка], а во франц[узской] группе нет места.

[подробнее]



31.07.1937     [Р, 0+]

Г-жа Алиса Бейли издала несколько весьма интересных книг. Она не сообщает имени своего вдохновителя, потому, если бы даже мы знали его, мы не имели бы права разоблачать его инкогнито. В своей «Аркэн Скул» в Америке она поощряла изучение кн[иг] Живой Этики.

[подробнее]



12.07.1938     [К, 0]

Г-жа Алиса Бейли, руководительница «Аркэн Скул» в Нью-Йорке, предложила нам издать новые книги из серии «Агни Йоги», ибо она всегда пользовалась этими книгами и разбирала их со своими учениками.

[подробнее]



8.10.1938     [Р, 0–]

Теперь относительно Ал[исы] Бейли. Почему бы Зин[очке] не повидать ее? Знаю, что ярые очень не любили и поносили ее, но в то же время очень опасались ее. Я встречала <ее> раза два в Нью[-]Йорке, особой симпатии она мне не внушила. Но в жизни мы должны встречаться со многими и разными людьми, иначе как научимся распознавать истинные лики и обретем терпимость и уменье кооперировать всюду, где является возможность протолкнуть нечто во благо. Одно – тесная совместная работа, другое – некоторая кооперация. Потому не вижу причины почему не продавать Ал[исе] Б[ейли] книги Учения? Почему не спросить ее не может ли она гарантировать число подписчиков на предполагаемое издание «Аум»? <...> Необходимо сообщить Ал[исе] Б[ейли] с достоинством о предательстве. Иначе апостаты к ней забегут и при их ярости они могут много навредить. Вы знаете их гнусные приемы.

[подробнее]



24.12.1940     [К, 0]

Очень прошу переслать по одной книге «Аум» миссис Алис Вэйли, она больше других способствовала распространению книг.

[подробнее]



23.03.1943     [Р, – –]

Особа, перенесшая столько переливаний крови, конечно, долго не протянет. Скажу только Вам – упомянутый «Тиб[етец]» и близко не стоял около Твердыни Света. На вопросы о том, кто он и является ли он Уч[ителем] Б[елого] Бр[атства], скажите – инкогнито Уч[ителя] никто не имеет права раскрывать. Каждый ученик имеет того Учителя, который ему ближе. Сердце, только сердце может подсказать истину об Уч[ителе], другого критерия НЕТ. Опасность этой особы велика, и она может вредить через своих последователей, поэтому не вдавайтесь ни в какие обсуждения о ней.

[подробнее]



24.03.1944     [Р, – –]

Теперь что касается до знакомой нам издательницы присланных Вами двух номеров журнальчика, могу сказать, но СОВЕРШЕННО ДОВЕРИТЕЛЬНО, что эта особа опасна как друг, но еще опаснее как враг, потому окажите ей вежливое равнодушие. Очень прошу никому НЕ КРИТИКОВАТЬ ни издательницу, ни ее книги или учителей. Лучше скажите, что Вы настолько заняты Вашей деятельностью, что не имеете и получаса свободного ни на что другое и потому не могли ознакомиться ни с ее трудами, ни с ее деятельностью. И это будет правда. Помните твердо, родные, о ее опасности и не делайте с[ебе] новых сильных врагов. Скажите вопрошающим о ней и ее учителе, что каждый волен избрать свой путь и учителя, и не входите ни в какие обсуждения уявленных Вам новых Учений и учителей. Сердце и чувствознание пусть подскажут в выборе учителя. Шатающийся последователь немногого стоит, потому не будем скорбеть об отпадающих.

[подробнее]



16.09.1951     [К, – –]

Не имейте отношений со школой Бейли, ибо они явлены как скрытые враги. Не продавайте им «Общину». Скажите, что она не продается сейчас. «Озарение» можно будет продавать без особого разбора.

[подробнее]



7.12.1951     [Р, – –]

При условии отхода ее от «Арк[эн] Ск[ул]» она может иметь Помощь. Нужно ее предупредить, сколько темного собирается вокруг Светлого. И прежде всего следует предупредить против супруга основательницы. Он определенно обманщик и нечестный человек. Ярые пользуются нашими книгами, отсюда и намеки на Один Источник. Но утверждаю Именем мне Сокровенным, что упоминаемый ими Дж[уал] К[ул] и никто из Вел[икого] Братства никогда не имел и не имеет никакого касания к «Арк[эн] Ск[ул]». Основательница была определенным медиумом. Но никакое Учение не может быть оявлено медиумам. Самые чистые из них могут оявиться на небольших книжечках, но не целой серии книг Учения! Дар Учения совершенно исключает медиумистическую передачу.

[подробнее]



1.01.1952     [Р, 0–]

Также не тревожьтесь об «Аркэн Скул». Такие наросты имелись и имеются во все века и во всех Учениях. Откуда же такое число всяких схизмов? Они неизбежны и часто помогают лучше оттенить истинные жемчужины. Природа прекрасна разнообразием своих проявлений. Только на разнообразии познаем мы соответственные ценности и значение каждого проявления жизни. Не бойтесь никаких узоров Жизни. Отрицанием, порицанием и запретами ничто не создается.

[подробнее]



23.01.1952     [Р, 0–]

Основательница «Аркэн Скул» пользовалась нашими книгами Учения, и сейчас они стараются скупить их как можно больше. Их комментарии на эти книги мне неизвестны, так же как я не ведаю алиби их Водителя. Потому прошу Вас – будьте бережны, явите распознавание и не делайте врагов.

[подробнее]



15.02.1952     [К, 0–]

Никаких «ауспис’ов» «Аркэн Скул» или каких-либо иных [организаций] нам не пристало иметь. Нельзя вводить людей в заблуждение что касается до Источника кн[иг] Учения. <...> Усак[овская] вышла из «Аркэн Скул», не откажите ей в совете.

[подробнее]



27.03.1952     [Р, 0–]

Конечно, родные, не давайте никаких прав и copyright людям, связанным с Arc[ane] School. Скажите определенно Браншт[едтеру] и Ренцу, что мы никогда не были связаны с Arc[ane] School или с основательницей ее и не можем сотрудничать с ними. Но пояснять им причины нашей воздержанности не следует, чем меньше пояснений, тем лучше. Каждое Ваше слово – как красный плат[ок] перед разъяренным быком! В[еликий] Вл[адыка] определенно не разрешает нам сотрудничать с последователями А.Бейли. Сколько этих попыток чем-либо затемнить и загрязнить чистые основы Учения!!

[подробнее]



10.05.1952     [Р, 0–]

...Учение Живой Этики, или, как называет его сейчас Ренц, «Учение Жизни», не может быть ассоциировано ни с каким иным учением или учителем. Брандшт[еттер] должен понять, что мы не имели и не имеем ничего общего с представителями «Аркэн Скул». Они пользовались нашим Учением, но мы сурово утверждаем, что Учение Живой Этики дано определенным Великим Владыкою М. и оно не может идти под флагом «Аркэн Скул» или даже наряду с ним.
           Яро не давайте никаких прав на издание новых книг. Необходимо прекратить сумасшествие Ренца и происки Бейли и Брандшт[еттера]. Они хотят завладеть всем изданием. Мы не можем допустить, чтобы Учение Живой Этики было предметом распрей и судебного процесса. Учение не может быть захвачено лицами, которые не понимают разницы между Великим Владыкою М. и Тибетским учителем г-жи Б[ейли].


[подробнее]



11.07.1952     [Р, – –]

...«Следует ответить сильно и категорично», – так было Сказано. Напишите, родные, этим крамольникам, что Вы довели до сведения Е[лены] И[вановны] о создавшемся невозможном положении среди соревнующих сотрудников, совершенно недопустимом около Учения Света, и переведите им Решение В[еликого] Вл[адыки] – «Уявите Мое справедливое Указание Ренцу и Брандштеттеру. Явление сотрудничества “Аркэн Скул” с Общ[еством] Агни Йоги совершенно невозможно.
<...>
           ...Для Вашего сведения, В[еликий] Вл[адыка] считает труды, компиляции А[лисы] Б[ейли] очень вредными. Ярая была определенно сотрудницей темных сил. Нетрудно, при некотором знании, компилирование подобных книг, когда живешь в городах, где сотни тысяч оккультных трудов лежат на полках обширных библиотек. Учитель А[лисы] Б[ейли] не принадлежит к Твердыне Света. В[еликий] Вл[адыка] отказывается от него.
           Страницы Белой Магии переплетаются у нее с самой определенной Черной Магией, и такое смешение, конечно, страстно вредно и порождает великое смущение и извращение в нетвердых сознаниях. Итак, родная, Вам предстоит выдержать натиск темных сил, не бойтесь! Щит Света поднят над Вами, когда Вы сражаетесь за Охрану Учения.


[подробнее]



12.09.1952     [К, 0–]

Жизнь так сложна и настолько свет переплетается с тьмою, что приходится быть терпимыми там, где хотя бы слабо светит огонек. Такой огонек, несомненно, имелся и в «Аркэн Скул» в самом начале, и мы знаем, что и чадящая свеча может иногда зажечь прекрасный светильник и даже... целый костер.

[подробнее]



10.10.1954     [Р, – –]

           Но много страниц оявлено и сторонниками Тьмы, так, к примеру, в книгах Алисы Бейли. В жизни неизбежно Черная Магия переплетается с Белой, и нелегко провести границу. Только знающий и опытный ученик Белой Ложи может усмотреть подлог и искажения. Так, много прекрасных страниц Владык Света вкраплены в труды сторонников Тьмы.
           Совет Вам, родная, не читать книги Алисы Бейли. В конце жизни она уявилась последовательницей Люцифера. Вначале она не стеснялась оявиться ученицей Сиккимского обывателя, некоего Ладен Ла, состоявшего на службе местного правительства. Мы знали его. Она называла его своим учителем и даже пыталась связать его с великими Обликами Бел[ого] Братства.
           Но определенно, со всею силою и ответственностью утверждаю, что никогда ни Один Брат из Твердыни Света не сотрудничал с г-жою Алисой Бейли. В своих Йогических классах она пользовалась книгами Живой Этики. Многое было выдано из этих книг за полученное ею, пользуясь анонимностью Учения. Наши сотрудники в Ам[ерике], в том числе Зин[аида] Гр[игорьевна], хорошо ознакомлены с личностью и деятельностью этой темной особы. Деятельность ее стала очень вредной, когда она начала преподносить прогнозы своего Тибетского учителя, обещая небывалый расцвет, но не войну, и, когда вместо обещанного расцвета наступили годы войны, авторитет ее страстно был подорван. Кроме того, здоровье стало сдавать, и повторные переливания крови, конечно, не способствовали духовному восхождению, и она ушла. Ярая обладала хорошо развитым интеллектом и немалою эрудицией, но без каких-либо признаков духовности.

           <...> Вместо трудов Алисы Бейли лучше ознакомиться с первыми книжечками и «Эзотерическим Христианством» А.Безант и, конечно, с трудами Свами Вивекананды и Рамакришны.

[подробнее]



7–8.12.1954     [Р, – –]

           Теперь о книгах и деятельности Алисы Бейли. Вероятно, ЕКА передала Вам мои сообщения о ней. Мне не хотелось бы повторять, слишком много мути около этого явления. Но одно могу утверждать со всею силою, данною мне Вл[ады]кою, что явление самой Ал[исы] Б[ейли] и ее учителей – от Тьмы. В книгах ее имеются прекрасные страницы из трактатов по Белой Магии, которые переплетаются с самой Черной Магией и тем служат злу. <...>
           Зинаида Григорьевна Фосдик хорошо осведомлена о деятельности Ал[исы] Б[ейли], ибо А[лиса] Б[ейли] имела свою Йогическую Школу в нашем Доме в Америке и пользовалась [как] пособиями нашими кн[игами] Жив[ой] Этики, часто выдавая их за свои ввиду анонимности их. Много темного было около этого движения, но, кажется, с ее смертью оно заглохло. Но нельзя пресекать многие проявления, даже сомнительные, ибо они будят сознания и часто из столкновения Света и Тьмы рождаются искры Света. В природе все живет, все развивается и смешивается, и, когда подходит срок, все негодное сметается под натиском Луча Высшей Иерархии. Не сказано ли одним философом-писателем: «Du choc des opinions jaillit la verite». Но советовать ее книги и распространять их не рекомендуется. Мне это запрещено.

[подробнее]



4.03.1955     [К, – –]

Учитель Джуль К[ул] не имеет ничего общего с Тибетскими импосторами г-жи Ал[исы] Б[ейли].

[подробнее]




Примечание (наверх):

Около каждой цитаты мы даем ее характеристику, которая складывается из двух параметров.

Длина:

краткое упоминание [К] = как правило, это одно-два небольших предложения.

развернутое высказывание [Р] = как правило, это несколько предложений, в которых Е.И.Рерих сосредотачивает свой рассказ на А.Бейли и/или «Аркэн Скул».

Содержание:

с отчетливо выраженной положительной оценкой [++] = выдержка, в которой А.Бейли и/или «Аркэн Скул» оценивается как несомненно светлое явление, канал Белого Братства и т.д.;

почти безоценочное, но ближе к положительной характеристике [0+] = весьма аккуратное, безоценочное высказывание, которое тем не менее можно квалифицировать скорее как положительную характеристику А.Бейли и/или «Аркэн Скул», нежели как отрицательную;

безоценочное [0] = высказывание, в котором не дается оценок деятельности А.Бейли и/или «Аркэн Скул»; например, когда идет простое перечисление объективных фактов;

почти безоценочное, но ближе к отрицательной характеристике [0–] = весьма аккуратное, безоценочное высказывание, которое тем не менее можно квалифицировать скорее как отрицательную характеристику А.Бейли и/или «Аркэн Скул», нежели как положительную;

с отчетливо выраженной отрицательной оценкой [– –] = высказывание, в котором деятельность А.Бейли недвусмысленно связывается с темными силами, ее труды называются вредными, ее последователи – скрытыми врагами и т.п.




                                                |   на главную   |   к след. параграфу (§ II)>>